Включить версию для слабовидящих

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное 
учреждение комбинированного вида
Детский сад № 2 "Ёлочка"
ЗАТО Видяево
 

                

                          

МЕНЮ САЙТА

ГЛАВНАЯ
НАША ИСТОРИЯ
СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образование
Рабочие программы педагогов
Образовательные программы
Программа развития
Образовательные стандарты
Руководство и педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приёма (перевода)
Стипендии и иные виды материальной поддержки
НАШИ ГРУППЫ
1 младшая группа
1 младшая группа № 2
2 младшая группа
Средняя группа № 1
Средняя группа № 2
Старшая группа № 1
Старшая группа № 2
Старшая логопедическая группа
Подготовительная группа
Подготовительная логопедическая группа
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Методическая копилка
Аттестация
Семинары
РАБОТА И СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Инструктор по физической культуре
Социальный педагог
Основная информация
Педагог-психолог
Учителя-логопеды
Хоменкова Юлия Васильевна
Криулина Тамара Максимовна
Горелая Татьяна Климентьевна
Музыкальные руководители
Музыкальная страничка
Мазаева Виктория Александровна
Озёрская Татьяна Александровна
Шевнина Жанна Николаевна
СОБЫТИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МУЗЕЙ
Мероприятия в рамках работы мини-музея МБДОУ № 2
Музейно-выставочная экспозиция «Моя малая родина»
"ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ"
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ПОЗДРАВЛЯЕМ
Поздравления сотрудников от коллег
Слова и пожелания от родителей педагогам и сотрудникам
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Все о безопасности
Для Родителей - Материалы по Безопасности
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
РАБОТА С ТАЛАНТЛИВЫМИ И ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
СПОРТ ДЛЯ ВСЕХ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ГОД ТЕАТРА
План мероприятий
Статьи, фотоотчеты о проведении мероприятий в ДОУ
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ
Организация питания
Правила для родителей
Социальные гарантии родителям (законным представителям)
Медицинская страничка
Для поступающих
Наши реквизиты
РАСПОЛОЖЕНИЕ

Полезные ссылки

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Положение о музейно - выставочной экспозиции

ТЕМА ЭКСКУРСИИ: "Мы на Севере живём"

ЦЕЛЬ ЭКСКУРСИИ: Формирование у детей общего представления об истории края, жизни  и культуре народов, живущих на Севере, воспитание в детях нравственно-патриотических качеств, бережного отношения к истории малой Родины.                                                                                                                                            

ЗАДАЧИ:

  • познакомить, заинтересовать и привлечь воспитанников к изучению родного края
  • формировать представления о древнем и настоящем мире, учить сравнивать и делать выводы
  • воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству народов Севера

ЭКСКУРСОВОДЫ:  Томашпольская Екатерина Михайлована - воспитатель МБДОУ № 2, Рудковская Надежда Ивановна - учитель-логопед  МБДОУ № 2.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА - ЭКСКУРСАНТЫ: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.


 СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ:

        На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляются два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

 

Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

 

Тесно было жить в веже, поэтому, позднее саамы стали строить - тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

 

Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. 

 

     Также охотились на северных птиц: уток, гусей, чаек-серебристых, на белых куропаток.

 

Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень.

                                                                                       

         Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, центр вселенной. Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег.Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

                                                                                       

  • Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
  • Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
  • Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
  • Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи. Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок. 

Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна. Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов. 

Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер. Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий. Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.

 

      Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова. Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством. Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи проживают в России.   Центр проживания – село Ловозеро.                                                                                                                 

      Копия рисунка девочки из Мурманска - Ирины Советниковой, 

      победительницы Международного конкурса детской рукописной 

      книги «Ода Северу». Рыжая девочка и рыжий кот в одном из 

      рассказов Марины, пришли просить  солнце взойти над Заполярьем. 

      Солнце услышало просьбу рыжих девочки и кота, и взошло, 

      осветив  и согрев Север своим теплом и светом.

                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

  

Знакомство с саамской сказкой “Чахкли” 

Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов.

                                                                          Саамское чаепитие

  Пили чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску. 

    Знакомство с особенностями быта поморов.

 Поморы - коренные жители Кольского Севера, выходцы из Новгородских земель, поселившиеся на берегу Белого моря.Поморы - самобытная этническая группа. Многое в их традициях перекликается с обычаями соседних финно-угорских народов Севера - саамов и карелов. «У моря живём, морем кормимся. Море - наше кормилица», говорили поморы. А раз рек много, да море есть, то и рыбы у нас несчесть. А больше всех треску поморы уважали, треску ели. Так и назвали поморов с тех пор трескоедами. 

Жилище поморов

 Жили поморы в добротных (из дерева), часто двухэтажных избах с большой белой печью и широким крыльцом. Климат на Севере неласковый и они строили избы так, чтобы, не выходя под дождь или снег, можно было заниматься хозяйством. Во дворе держали скот, хранили сено, крестьянский инвентарь. Ставили избы «лицом» к дороге. Славилась изба печью. Печь греет, варит, жарит, хлеб выпекает, освещает избу светом, сушит одежду, рыбу, моет и парит не хуже, чем баня. В традициях поморов было использовать для своих хозяйственных нужд подручные природные материалы, прежде всего дерево. Скажем, знаменитая Успенская церковь XVII века в Варзуге сработана мастером Клементом без единого гвоздя, без единой железной скобы.

Одежда поморов

У поморов было развито: ткачество, вышивка, вязание. Поморские ткани отличают узорчатость, сдержанный колорит, строящийся на строгом сочетании красного с белым. Обязательно  поморы вязали длинные (до колен)  чулки, рукавицы. Вязались узорные рукавицы, чулки, промысловые рубахи из овечьей шерсти со схожими с сюжетами на полотенцах орнаментами (олени, кони, птицы, дерево жизни). Лоскутное шитье применялось в шитье одеял, когда треугольные и квадратные лоскутки, оставшиеся от раскроя одежды, сшивались в многоцветную мозаику целого полотна. Рубаха, у женщин кофточки, сарафаны. 

 Зимняя одежда - малица –одежда из меха оленя или шкур молодых тюленей. Совик– верхняя одежда из оленьего меха. Бузурунка – рубаха, из шерсти. Безрукавка – из шкуры нерпы. Обувь из кожи – бахилы. Это мягкие кожаные сапоги. Сами условия жизни и труда поморов предъявляли к одежде и обуви требования. «Оболочка» на голову – шапка, обычно меховая, но бывает и кожаная с мехом, и суконная на меху с меховой оторочкой. Скуфейка– зимняя шапка. Струсни– кожаная обувь, напоминающая современные тапочки. Шились из цельного куска кожи без отдельной подошвы. К ноге подвязывались ремешком. Шапка – оплеуха – двусторонняя меховая пыжиковая шапка с длинными ушами. 


Занятия поморов

Поморы осваивали Северный Ледовитый океан, вели промысел в белом море. Они строили большие парусные суда, изучали морские пути. Особое значение имел лов трески, сёмги, сельди, мойвы. Процветал акулий, китовый, палтусовый и все зверобойные (торосовый, белуший, нерпичий, тюлений, медвежий и др.) промыслы. Охота за тюленями - одно из древнейших занятий населения Беломорья. Поморы занимались солеварением, разведением скота (коров, овец, лошадей), изготавливали хозяйственную утварь из бересты и дерева, добычей жемчуга в реках, торговлей. 

Изделия из бересты

 

Козули

 Еще с XII века появилась эта традиция, на рождество печь фигурки из ржаного теста – “козули”. Название этого обрядового печенья связано с тем, что одним из популярных персонажей “стада” была коза и так условно называли всех животных с рогами. Ценность поморских козулек в том, что это одновременно обрядовое печень, “съедобная игрушка” и оберег. Козули раньше пекли в Рождество, перед Новым годом на праздник Коляды, пекут их и сейчас. На Беломорье говаривают: “Без козули и праздник не праздник”. Печенье было любимым лакомством детворы. Считается что хлебные фигурки – это магический прообраз - будущего урожая. Сам факт присутствия фигурок в доме, по представлению наших предков магически влиял на настоящую и будущую жизнь семьи. Поморы верили, что если они напекут большое стадо фигурок из теста, то приумножится количество скота на их дворах, будет больше дичи в лесах. Кроме того хлебная фигурка служила для терчан оберегом от злых сил. Хозяйка оставляла одну две козули в доме, чтоб счастье не покинуло семью. 

Козули хранились весь год, до следующего Рождества, а потом лепились новые. Если фигурки ломались, то их не выбрасывали, а скармливали скоту или птице. Наши предки очень бережно относились к хлебу. Фигурки ставили под иконы, давали каждой имя, чтоб у хозяина в доме было счастье. Всего известно 10 фигурок тетёрки - утицы, коровки, бычки, бараны, всадник на коне. Но самым главным в стаде считается олень. Олени бывают однорогие и двурогие. Каждая фигурка имеет свое символическое значение. “Тетёрка - утица” - знак материнства, взаимопонимания и любви в семье. “Всадник на коне” - символ удачи - “Быть первой во всем”. Коровки и бараны - символ благополучия и достатка в семье. Однорогий олень - олень дружеских отношений. Двурогий олень – символ здоровья и долголетия. Трехрогий олень - олень защитник. Подают фигурки как, “ хлеб – соль”, на полотенце или холщовой салфетке, там им уютно и тепло - хлебная фигурка уважение требует. На первый взгляд ремесло это простое незатейливое, а на деле требует большого терпения и уважения к народным традициям. В народе есть свой “секрет ремесла”: у мастера должна быть лёгкая рука, чистая душа и добрые мысли. Человеку злому, с мрачными мыслями “тесто не даётся”. Тесто требует бережного отношения, нельзя потерять ни одного кусочка. “Счастье из рук не выпускают”. Это ремесло развивает ловкость пальцев, быстроту рук художественное чутьё, способность чувствовать пропорции, понимать материал. 

     Фольклор сопровождал человека, живущего на Севере, от рождения до “могильной травы”. С появлением ребёнка в доме помора поселялась колыбельная песня “байка”. Байки пели все – от малого до старого. Ими дорожили, мастерству байкать учили девочек, которые рано становились няньками. Исполнительницами поморских песен традиционно являлись женщины. Свое душевное состояние, свои мечты, заботы поморки смогли передать в песне. Поморские песни протяжны, исполняются без музыкального сопровождения, для них характерно многоголосие. Эти песни удивительно созвучны северной природе, бушующему морю, шуму ветра. Вот, что говорили исполнительницы о своих песнях: "Наши долги песни, тяжелы, одной не вытянуть, их надо голосами выводить, тогда хорошо, а одной и заводить нечего","Морем живем, ему и песни поем, а как без песен-то? Без песен внутрях одне потёмки» - гласит поморская поговорка.

  

Творческий коллектив «ВереЯ» - создан в ноябре 2012 года.

 В 2013 году стал  обладателем  Гран-при XII городского фестиваля-конкурса народного творчества «Северное сияние-2013». Руководитель творческого коллектива "ВереЯ" - И. В. Нараевская. 27 января 2014 года коллектив зарегистрирован на муниципальном уровне. Одним из значимых мероприятий явилось участие 26 января 2014                  года в областном  празднике национальных культур «Фестиваль дружбы» на базе Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества имени С.М. Кирова. Впереди –  у коллектива много интересных проектов, участие в фольклорных конкурсах.

                             Природа и люди Севера. Фото- галерея.                        

                                                              

                                                                            

                                                                              

 

Календарь

<< < Декабрь 1901 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Праздники России

ПОГОДА

Яндекс.Погода

обращения граждан

:
:
:

184372, Мурманская область, ЗАТО Видяево ул. Заречная д. 9; Телефон/факс: 8(815-53)5-72-11, E-mail: mdou2-vid@mail.ru